Поучения

Подготовка к Рождественскому посту

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышать слово Божие, услышьте завет Божий – простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов).

28 ноября начинается Рождественский пост. Он длится 40 дней и поэтому, как и Великий, именуется в церковном уставе Четыредесятницей. День перед началом поста в церковном обиходе называется «заговенье», оно приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост ещё называют Филипповым. Последний раз разрешено вкушать скоромную (не постную) пищу: мясо, молоко, яйца и продукты из них.

Мать-Церковь имеет обыкновение задолго до наступления самого праздненства готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы, готовясь к встрече праздника, очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

Рождественский пост менее строгий, чем Великий или Успенский. По Уставу во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешается принимать пищу с растительным маслом, рыбу – в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, Введения во храм Пресвятой Богородицы, 17, 18, 19 декабря и храмовый, престольный день (если он приходится на Рождественский пост). Со 2 января начинается пятидневное предпраздненство наподобие Страстной седмицы. В этот период вкушение рыбы запрещено. С 6 января совершается особая служба, по окончании которой в память Вифлеемской звезды выносится зажжённая свеча и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.

20 декабря 1699 г. Петр 1 подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Сейчас именно на Рождественский пост приходится празднование гражданского нового года. Нужно подходить к этому разумно: пост нарушаться не должен.

Поститься – значит очищать сердце от зла и раскрывать его для добра, для сострадания ближним, для участья в их скорбях, страданиях, нуждах.

Поститься – значит избегать ссоры, вражды с родными и соседями. Поститься – значит воздержаться от греха во всех делах, словах, помышлениях, настроениях, от излишеств в пище и в удовольствиях.

Если бы мы каждый день немного, но неукоснительно работали над собой, обузданием своих страстей, искоренением греховных привычек, тогда бы Господь был ближе к нам, тогда каждое усилие наше в борьбе с грехом, каждый покаянный вздох, каждый молитвенный вопль вновь и вновь возрождали бы в нашей душе Господа, Его благодатную силу.

Пост телесный без поста духовного не приближает нас к спасению, даже наоборот, может навредить, если человек, воздерживаясь от пищи, начинает гордиться этим. Истинный пост связан с молитвой, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Необходимо помнить, что чистосердечное исповедание грехов, частое Причащение «со страхом и трепетом» Святых Христовых Таин, соединённое с исправлением жизни, усердная молитва, чтение Священного Писания и душеполезных книг во время поста должно быть обязательным для всех православных христиан. Без этого пост становится всего лишь диетой.